Календарно-тематический план
Алгебра, 9 класс
Учебник - « Алгебра 9», Макарычев Ю.Н. и др. под редакцией Теляковского – 2003 г.;
приложение к учебнику – «Элементы статистики и теории вероятностей», издательство «Просвещение» - 2005 г.
(102 часа, 3 часа в неделю)
Примерная дата |
Тема |
Примечания |
| Повторение – 2 часа Функции и их свойства – 4 часа Функция. Область определения и область значений функции Свойства функций. Квадратный трехчлен – 3 часа Квадратный трехчлен и его корни Разложение квадратного трехчлена на множители Квадратичная функция и ее график – 8 часов Функция y=ax2 , ее график и свойства Простейшие преобразования графиков функций Графики функций y=ax2+n; y=a(x-m)2 Функция y=ax2+bx+c, ее свойства и график Построение графика квадратичной функции Контрольная работа №1- 1 час Неравенства с одной переменной – 6 часов Решение неравенств второй степени с одной переменной Решение рациональных неравенств методом интервалов Уравнения с одной переменной – 5 часов Целое уравнение и его корни Уравнения, приводимые к квадратным Контрольная работа №2- 1 час Системы уравнений с двумя переменными – 11 часов Графический способ решения систем уравнений Решение систем уравнений второй степени Решение задач с помощью систем уравнений второй степени Контрольная работа №3 - 1 час Арифметическая прогрессия – 6 часов ПоследовательностиОпределение арифметической прогрессии Формула n – ого члена арифметической прогрессии Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии Контрольная работа № 4 - 1 час Геометрическая прогрессия – 6 часовОпределение геометрической прогрессииФормула n – ого члена геометрической прогрессии Формула суммы n – первых членов геометрической прогрессии Сумма бесконечной геометрической прогрессии при Контрольная работа № 5- 1 час Степенная функция - 3 часа Четная и нечетная функцииФункция Корень n -ой степени – 4 часа Определение корня n – ой степени Свойства корней n – ой степени Контрольная работа № 6 - 1 час Степень с рациональным показателем Контрольная работа № 7 Тригонометрические функции любого угла – 5 часовОпределение синуса, косинуса, тангенса и котангенса Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса Радианная мера угла Основные тригонометрические формулы – 5 часов Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений Контрольная работа №8 - 1 час Формулы сложения и их следствия Контрольная работа № 9 Комбинаторные задачи. Перестановки, размещения, сочетания – 8 часов Вероятность случайного события – 3 часа Контрольная работа № 10 – 1 час Повторение – 13 часов (Решение задач по курсу VII – IX классов): 1)Числа и вычисления 2)Выражения и их преобразования 3)Уравнения и неравенства 4)Функции 6)Текстовые задачи Итоговая контрольная работа – 2 часа
|
|
Методическая литература
- Журнал «Математика в школе» №6 – 2004 год (Рекомендации для тематического планирования)
- Примерная программа по математике на 2006 – 2007 уч. год
- Газета «Математика» №12 – 2006 год. («Тематическое планирование и контрольные работы к учебнику Макарычева Ю.Н. и других под редакцией Теляковского»).
Пояснительная записка
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., 8 Мнемозина
Нешков КИ. и др. Алгебра 9 из федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (приложение N 1); http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/ http://mon.gov.ru/files/materials/8267/10.12.24-2080-pril1.pdf
Методическое письмо
www.morb.ru/general/standart/mat/mp0809.docSimilar Sites
Формат файлов: Microsoft Word - Быстрый просмотр
175. 175. 175. 175. 175. 875. Примерный учебный план (недельный). 5. 5 ... необходимо учитывать это при составлении календарно-тематического планирования. ... Макарычев Ю.Н. и др., Алгебра: элементы статистики и теории ...
Башкирский институт развития образования
Методическое письмо
О преподавании математики в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан
Математическое образование в системе общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности.
Документы, определяющие нормативно-правовую базу преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования:
- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
(//Вестник образования России, 2004,- №№ 12, 13, 14);
- Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
(//Вестник образования, 2004, - №№ 13, 14); Ж. «Математика в школе» №4, 2004г.;
- Методическое письмо федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «О преподавании математики в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005 г. (сайт ФИПИ //www.fipi.ru), газета 1 сентября №6 2006г.;
- Методическое письмо федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании математики в средней школе» (сайт ФИПИ //www.fipi.ru).
- Государственная итоговая аттестация учащихся 9-го класса: принципы и особенности организации: сборник нормативно-правовых и инстурктивно-методических материалов / сост. Л.О. Рослова – М.: Просвещение, 2005г.
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования… на 2008-2009 учебный год.
Приказ МО и науки РФ № 349 от 13.12.2007
(//Вестник образования, №1 2008 г.; сайт Минобразования и науки РФ //www.vestnik.edu.ru).
На основании п.19 ст.28 Закона Российской Федерации «Об образовании» по заказу Минобразования России в рамках реализации научной отраслевой программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» разработаны примерные программы по учебным предметам в частности по математике федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
Примерные программы по математике являются ориентиром для составления авторских учебных программ. При этом авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Основное общее образование по математике.
Примерная программа основного общего образования (V-IX классы) по математике рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Предмет «Математика»
| Количество часов в год | |||||
5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 9кл | всего | |
Базисный учебный план образовательных учреждений РФ. | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 875 |
Примерный учебный план (годовой) | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 875 |
Примерный учебный план (недельный) | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 |
В общеобразовательных учреждениях: школах с углубленным изучением математики, лицеях, гимназиях в 5-6 классах возможно ведение математики 6 часов в неделю с условием продолжения углубленного изучения предмета в дальнейшем за счет школьного компонента.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точное название блоков): арифметика; алгебра; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.
Введение элементов статистики и теории вероятности, элементов логики становится обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение.
Учителям математики необходимо учитывать это при составлении календарно-тематического планирования. В помощь учителю предлагается отражение элементов статистики и теории вероятности, элементов логики в учебно-методических комплектах основной школы.
Учебники 5-6 классы
Виленкин Н.Я. и др. Математика. 5 класс . Источник информации Журнал «Математика в школе» №5 2003г, стр.41.
Компетентностный подход, провозглашаемый стандартом, призывает учителя математики проектировать и строить свою и организовывать ученическую деятельность с позиций личностно-ориентированного образования, когда наибольшую ценность имеют те знания и умения, которые способствуют развитию личности школьника, позволяют ему применять средства предмета для решения проблем, возникающих за стенами школы, т.е., в конечном итоге, будут востребованы в его жизни. Поэтому на первый план в образовательном процессе выдвигаются методы и формы его организации, обеспечивающие деятельностный характер обучения. Вооружение школьников видами и способами деятельности в различных сферах: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной - позволит вывести математическое образование на современный уровень. С некоторыми идеями реализации данного подхода в организации учебной деятельности учащихся можно познакомиться в следующих публикациях журнала «Математика в школе»:
– «Современный урок математики» №7, с. 50, 2006г;
– «Логика в школьном математическом образовании» №3, 2007г, №4, 2007г;
– «Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике» №1, 2007г, №4, с.52, 2006г.;
– «Теория вероятностей и комбинаторика»№ 4, 2006г., № 6,7,8, 2007 г.;
– «Компьютер на уроке» №7 2005г., №8, с.56, с.61, 2006г., №3,4,5,8 2007 г., №2 2008 г.
– «Научно-методические основы курса алгебры и их реализация в учебниках математики для VII-IX классов под ред. Г.В. Дорофеева» № 3, 2007 г.;
– «Из опыта работы в КРО» №9, с.41, 2006 г.
Учитель может при преподавании математики в 5-х и 6-х классах использовать формы организации учебной деятельности учащихся, рекомендованные в методической литературе:
М.В. Кларин/.Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, М.:Арена,— 1994.
Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров /Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед. кадров . Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», —2002.
Крымова Л.Н./Метод проектов в обучении математике /Математика в школе. –2006, №4. С. 62.
А.Г. Капустняк и др. Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов. М.– 2004.
Л.О. Рослова, Л.М. Рыбченкова Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов. М.: Просвещение – 2005.
А.Н. Александрова Математика в школе №3 2006г. С.21 «Итоговый тестовый контроль в 6-м классе».
Следует отметить, в Республике Башкортостан на сегодняшний день накоплен определенный опыт по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы по алгебре в новой форме. Задания экзаменационной работы отражают современные взгляды на содержание математического образования и позволяют оценить не только знания и конкретные умения учащихся, но и их функциональную грамотность в области математики. В работе присутствуют задания, содержащие большой объем как текстовой информации, так и информации, предъявляемой в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем; задания комплексного или структурированного характера, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов. Сама работа характеризуется большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа (выбора ответа, записи слова или числа, краткого или развернутого обоснования и т.п.), причём тестовую часть работы надо выполнить за ограниченное время. Очевидно, что результаты этого экзамена для каждого учителя и методических объединений учителей математики должны служить материалом для серьёзного анализа, своего рода проверкой на соответствие современным требованиям к качеству школьного математического образования. Для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по алгебре учащихся 9-х классов в новой форме издательством «Просвещение» выпущен сборник авторов Кузнецова Л.В. и др. Алгебра: Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.- М., Просвещение. 2006
Учебно-методические комплекты.
В учебно-методический комплект (УМК), необходимый для обучения математике, должны входить:
- учебник как ведущих элемент УМК;
- дидактические материалы (задачники, рабочие тетради, карточки и т.д.);
- книга для учителя (или методические рекомендации).
УМК может быть дополнен: вспомогательной литературой, публикациями в периодической печати (журналы «Математика в школе», «Математика для школьников»; газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября»), материалами по использованию компьютера в обучении.
В данном письме предлагается перечень учебно-методических комплектов, рекомендованных к использованию в учебном процессе в учреждениях образования на 2008-2009 уч. год:
1) V-IX (см. Приложение №1)
2) V-X – углубленное изучение математики (см. Приложение №2).
Среднее (полное) общее образование
Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-IX классов основаны на идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Базовый курс обеспечивает потребности учащихся в изучении других предметов и получения высшего образования в областях, где не предъявляются высокие требования к владению математическим аппаратом. Базовый курс сформирован как продолжение курса основной школы и имеет общеобразовательный характер со значительным вниманием к интеллектуальному и общекультурному развитию учащихся.
Примерная программа базового курса рассчитана на 280 учебных часов за два года обучения из расчета 4 часа в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Профильный курс ориентирован на продолжение учащимися образования в высшей школе по специальностям, требующим достаточно высокой математической подготовки. Его содержание в целом расширено по сравнению с действующим обязательным минимумом. В частности, оно дополнено алгебраическим материалом, входящим в программу углубленного изучения математики в старших классах: делимость, многочлены, комплексные числа.
Примерная программа профильного курса рассчитана на 420 учебных часов за два года обучения из расчета 6 часов в неделю.
В тех профилях, где изучение математики не носит специализирующего характера, где математика не предполагается ни в качестве основной для данного профиля, ни, тем более, в качестве науки, являющейся самостоятельным, целевым объектом изучения, математика выступает как предмет общего образования, ведущая цель которого – интеллектуальное воспитание, развитие мышления человека.
В пояснительной записке Примерной программы для профильного изучения математики на базовом уровне прописаны цели:
«Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса».
Таким образом, специфической особенностью этого курса является выраженная гуманитарная направленность, т.е. ориентация на умственное развитие человека, на знакомство с математикой как с областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые обеспечат выпускнику старшей школы функциональную грамотность в современном мире.
Особое внимание следует уделить классам гуманитарного профиля (филологический, художественно-эстетический). Хотя количество часов на изучение математики на гуманитарном и базовом уровнях одинаково – по 4 часа, содержание гуманитарного уровня отличается от содержания базового тем, что усилены историко-культурные общеразвивающие и некоторые практические вопросы; большее число тем дается в ознакомительном порядке.
В пояснительной записке Примерной программы по математике для профилей гуманитарной направленности говорится: «Данный курс математики предназначен для учащихся, ближайшее будущее которых не будет связано с изучением математики в высшей школе. Он представляет собой модификацию содержания базового курса на "общекультурном" уровне». В этом курсе приоритет развивающей функции обучения является практически абсолютным. Из программы: «Общекультурная» составляющая курса усилена за счет включения дополнительных историко-культурных и практических вопросов. В математической составляющей курса выделены важнейшие понятия, которые позволяют построить логическое завершение школьного курса математики. При этом значительная часть материала, который в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ стандарта выделен курсивом, снят из основного содержания примерной программы. Кроме того, некоторые математические вопросы, обязательные для усвоения на базовом уровне и необходимые для создания целостного представления о предмете, но не находящие достаточного применения в других разделах данного курса, выделены в данной программе курсивом и даются в ознакомительном плане.
Требования, выделенные курсивом в стандарте, не предъявляются к выпускникам, обучающимся по программам для общекультурного уровня».
К примеру, результатом изучения тригонометрических, показательной и логарифмической функций должно стать не столько усвоение способов решения соответствующих уравнений и неравенств, сколько понимание взаимосвязей этих математических знаний с процессами, происходящими в реальном окружающем нас физическом мире и в человеческом обществе. «Результатом изучения начал анализа может считаться не умение самостоятельно исследовать придуманные для этого функции, а сформированное искреннее восхищение перед человеческим гением, перед мощью человеческой мысли» (Г.В. Дорофеев).
Иное дело – преподавание математики на профильном уровне. Как показывает практика, большинству учителей математики обучение именно математике даётся легче, нежели воспитание интеллекта учащихся с помощью математики. Курс математики, где наряду с общеобразовательной функцией реализуется специализированная функция обучения математике, должен обеспечить учащимся не только высокий уровень овладения содержанием предмета, но и создать условия для успешного обучения в соответствующем вузе. Именно учащиеся математического и общенаучного профилей должны составить в будущем основу кадрового потенциала нашей страны, который будет поддерживать традиционно высокий, конкурентоспособный в мировом сообществе уровень отечественных естественнонаучных институтов и способствовать научному, технологическому и социальному прогрессу общества.
Таким образом, приступая к планированию своей деятельности по преподаванию математики в старших классах, учитель должен:
- внимательно изучить нормативные документы, определяющие содержание курсов математики в классах разной профильной направленности;
- сопоставить цели и требования к уровню подготовки выпускников классов разных профилей;
- соответственно целям, требованиям к уровню подготовки изучить содержание соответствующей программы и подобрать оптимальный для каждого профиля учебно-методический комплект.
Использование учебников и УМК для обучения математике в 2008/2009 учебном году регламентируется федеральным перечнем учебников. Для старшей профильной школы подойдут любые учебники, имеющие методические рекомендации авторских коллективов с грифом «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебников для 10–11 классов при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях». Учитель выбирает УМК, руководствуясь своими пристрастиями к тем или иным методическим приёмам, использующимся в учебниках и пособиях. На основе анализа концептуальных особенностей, структуры и содержания учебников для старшей школы можно рекомендовать для обучения математике в классах различных профилей следующие учебники (и соответствующие УМК):
В классах с изучением математики на базовом уровне можно использовать как вышеперечисленные учебники, так и любые учебники из федерального перечня учебников на 2008/2009 учебный год.
В условиях перехода старшей школы на профильное обучение и реализацию Базисного учебного плана, соответствующего государственному образовательному стандарту общего образования по математике, преподавание содержательной линии «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» в 10-11 классах становится обязательным. О возможностях различных УМК по реализации содержания данной линии можно прочесть в следующих статьях и методических рекомендациях:
Использование компьютерных технологий на уроках математики
В настоящее время компьютер на школьных уроках применяется достаточно широко и разнообразно. В связи с этим появилась возможность в режиме реального времени разворачивать перед учеником наглядные картины сложнейших геометрических объектов, показывать динамику различных процессов, исследовать какую-либо учебную ситуацию, оперативно контролировать и корректировать знания учащихся.
Методическое письмо подготовлено кафедрой
физики, математики и информатики
Башкирского института развития образования
З.Ф. Мустафина, 228-80-51
Приводим в систему знания, полученные в основной школе
Цель обобщающих уроков:
- Привести в систему знания, полученные в основной школе.
- По результатам диагностики провести корректировку знаний учащихся, обратить внимание на ликвидацию пробелов по изученным темам.
К окончанию девятилетнего образования учащиеся должны научиться:
- Выполнять преобразования алгебраических и тригонометрических выражений.
- Решать уравнения I степени с одним неизвестным и систем уравнений I степени с двумя неизвестными.
- Решать квадратные уравнения, уравнения высших степеней, систем нелинейных уравнений.
- Решать текстовые задачи, с помощью уравнений, задачи по теме «Прогрессия».
- Решать неравенства и системы неравенств I степени с одним неизвестным.
- Решать квадратные неравенства.
- Строить графики и знать основные свойства линейной, квадратичной и степенной функции.
- Производить вычисления не используя, а так же используя микрокалькулятор.
С учетом отставания по предмету, на повторение выделено 14 часов.
№ урока | Тема урока. | Кол-во часов |
1-3 | Числа. Преобразование алгебраических и тригонометрических выражений. | 3 часа. |
4-6 | Уравнения и системы уравнений. | 3 часа. |
7-9 | Решение текстовых задач. | 3 часа |
10-11 | Неравенства и системы неравенств. | 2 часа. |
12-14 | Функции и графики. | 3 часа. |
№ урока | Тема урока | Оснащение к уроку | В классе | Дома |
1. Числа. Преобразование алгебраических и тригонометрических выражений.(3 часа) | ||||
Ур. 1 |
|
|
|
|
Ур. 2 |
|
|
|
|
Ур. 3 |
|
|
|
|
Уравнения и системы уравнений. (3 часа) | ||||
Ур. 4 |
|
| Работа с модулем: «Решение линейных, квадратных уравнений, систем уравнений». |
|
Ур. 5 |
|
|
|
|
Ур. 6 |
|
|
| По сборнику. |
3. Решение текстовых задач. (3 часа) | ||||
Ур. 7 |
|
|
| По сборнику. |
Ур. 8 |
|
|
| По сборнику. |
Ур. 9 |
|
|
| По сборнику. |
4. Решение неравенств и систем неравенств. Метод интервалов. (2 часа) | ||||
Ур. 10 |
|
|
|
|
Ур. 11 |
|
|
|
|
5. Функции. (3 часа) | ||||
Ур.12 |
|
|
|
|
Ур. 13 |
|
|
|
|
Ур. 14 |
| … Продолжение » |