Календарно-тематическое планирование уроков по ФИЗИКЕ
Обязательный минимум | Разделы программы | № урока | Тема учебного занятия | Подготовка к ЕГЭ | Дата | Корре- ктировка даты | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. | Введение. Основные особенности физичес-кого метода исследова-ния (1ч) | 1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт. |
| 2.09 |
| П. 1-2 с. 3-8 |
МЕХАНИКА Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики.
| МЕХАНИ-КА (23 ч)
Кинематика (9 ч) | 2 | 1. Что изучает механика. Положение тела в пространстве. Система отсчета. Перемещение. |
| 7.09 |
| §3-6 с. 9-17 |
| 3 | 2. Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. | Задания А1 | 9.09 |
| §7-8 с. 17-22 | |
| 4 | 3. Мгновенная скорость. Ускорение. |
| 14.09 |
| §9-12 с. 22-31 | |
| 5 | 4. Скорость и перемещение при равноускоренном движении. | Задания А1 | 16.09 |
| §13-14 с. 31-36 | |
| 6 | 5. Свободное падение тел. Самостоятельная работа «Равноускоренное движение» |
| 21.09 |
| §15-16 с. 36-43 | |
| 7 | 6. Вводный контроль |
| 23.09 |
| Повт. П. 13-16 |
Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, законов сохранения импульса и механической энергии. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств. |
| 8 | 7. Равномерное движение тела по окружности |
| 28.09 |
| П. 17 с. 43-45 |
9 | 8. Решение задач по теме «Основы кинематики» |
| 30.09 |
| П. 3-19 | ||
10 | 9. Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики» |
| 5.10 |
|
| ||
ДИНАМИКА Законы механики Ньютона (3 ч) | 11 | 1. Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Первый закон Ньютона. ИСО | Задания А2 | 7.10 |
| П. 20-22 с. 53-60 | |
12 | 2. Понятие силы как меры взаимодействия тел. Второй закон Ньютона. |
| 12.10 |
| П. 23-25 с. 60-68 | ||
13 | 3. Третий закон Ньютона Принцип относительности Галилея. Самостоятельная работа по теме «Законы Ньютона» | Задания А2 | 14.10 |
| П. 26-28 с. 68-73 | ||
Силы в механике (4 ч) | 14 | 1. Явление тяготения. Закон всемирного тяготения. |
| 19.10 |
| П. 30-31 с. 81-86 | |
15 | 2. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. | Задания А3 | 21.10 |
| П. 32, 33 с. 87-90 | ||
16 | 3. Сила упругости. Сила трения. | Задания А3 | 26.10 |
| П. 34-38 с. 91-100 | ||
17 | 4. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Движение тела под действием сил упругости и тяжести» |
| 28.10 |
| П. 29-38 | ||
Законы сохранения | 18 | 1. Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Самостоятельная работа по теме «Силы в природе» | Задания А4 | 11.11 |
| П. 39-40 с. 104-108 | |
19 | 2. Реактивное движение. Использование законов механики для объяснения законов движения небесных тел |
| 16.11 |
| П. 41-42 с. 108-112 | ||
20 | 3. Работа силы. Мощность. | Задания А5 | 18.11 |
| П. 43-44 с. 115-119 | ||
21 | 4. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. | Задания А5 | 23.11 |
| П. 45-50 с. 119-130 | ||
22 | Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии» |
| 25.11 |
| П. 22-50 | ||
23 | 5. Решение задач по теме «Законы сохранения» | Задания А4, А5 | 30.11 |
| П. 22-50 |
|
| 24 | 6. Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики, законы сохранения» |
| 2.12 |
|
|
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. | МОЛЕКУЛЯР- ТЕРМОДИНА-
Основы молекулярно- кинетической теории (4 ч) | 25 | 1. Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. |
| 7.12 |
| §55-56 с. 145-150 |
|
| 26 | 2. Масса молекул. Количество вещества. Решение задач | Задания А8 | 9.12 |
| П. 57 с. 150-153 |
|
| 27 | 3. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел. |
| 14.12 |
| П. 58-60 с. 153-160 |
|
| 28 | 4.Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ |
| 16.12 |
| §91-63 с. 160-165 |
Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
| Температура. Энергия теплового движения молекул (2 ч)
| 29 | 1. Температура и тепловое равновесие. Самостоятельная работа по теме «Основы МКТ» |
| 21.12 |
| §64 с. 168-171 |
30 | 2. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии. Измерение скоростей молекул газа | Задания А9 | 23.12 |
| §65-66 с. 172-181 | ||
Уравнение состояния идеального газа (3 ч)
| 31 | 1. Уравнение состояния идеального газа. | * Задания В1 | 28.12 |
| П. 68 с. 183-190 | |
32 | 2. Газовые законы |
| 11.01 |
| П. 68-69 | ||
33 | 3. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака |
| 13.01 |
| П. 68-69 с. 183-188 | ||
Свойства твердых тел и жидкостей. (4 ч) | 34 | 1. Насыщенный пар. Кипение |
| 18.01 |
| §70-71 с. 193-198 | |
35 | 2. Влажность воздуха. Решение задач по теме «Свойства газов и жидкостей» |
| 20.01 |
| П. 72 с. 198-200 | ||
| 36 | 3. Кристаллические и аморфные тела. Решение задач. | * Задания В2 | 25.01 | ■ | §73-74 с. 203-207 | |
| 37 | 4. Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика» |
| 27.01 |
|
| |
| Основы термодинамики (6 ч) | 38 | 1. Внутренняя энергия. |
| 1.02 |
| §75 с. 208-211 |
39 | 2. Работа в термодинамике. |
| 3.02 |
| П. 76 с. 211-214 | ||
|
| 40 | 3. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Решение задач. | ЗаданияА10 | 8.02 |
| §77 с. 214-216 |
|
| 41 | 4. Первый закон термодинамики. | Задания А11 | 10.02 |
| §78-79 с. 216-221 |
|
| 42 | 5. Необратимость процессов в природе. |
| 15.02 |
| §80,81 с. 222-230 |
43 | 6. Принципы действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. |
| 17.02 |
| П. 82 с. 230-234 | ||
|
| КПД тепловых двигателей. |
|
|
|
| |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Элементарный электрический заряд. Законы сохранения | Основы электродина- | 44 | 1. Что такое электродинамика. Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического |
| 22.02 |
| §83-84 с. 240-244 |
электрического заряда. Электрическое поле. | Электроста-тика (9 ч)
| заряда. Самостоятельная работа по теме «Термодинамика» |
|
|
| ||
Электрический ток. | 45 | 2. Закон Кулона. Решение задач. |
| 24.02 |
| §87-88 с. 247-252 | |
| 46 | 3 Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Самостоятельная работа по теме «Электризация тел» | Задания А 13 | 1.03 |
| §89-91 с. 252-259 | |
| 47 | 4. Принцип суперпозиций полей. Силовые линии электрического поля Решение задач.
|
| 3.03 |
| §91-92 с. 259-263 | |
|
|
|
| ||||
| 48 | 5. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков
|
| 8.03 |
| П. 93-95 с.263-269 | |
|
|
|
| ||||
| 49 | 6. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Решение задач. |
| 10.03 |
| §96-98 с. 269-278 | |
| 50 | 7. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. |
| 15.03 |
| §99-101 с. 278-285 | |
51 | 8 Решение задач по теме «Электростатика» |
| 17.03 |
| П. 84-101 | ||
52 | 9. Контрольная работа №4 по теме «Термодинамика, электростатика» |
| 21.03 |
|
| ||
| Законы постоянного тока (8 ч)
| 53 | 1. Электрический ток. Сила тока. |
| 4.04 |
| §102-103 с. 289-293 |
| 54 | 2. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Решение задач. | Задания А4 | 7.04 |
| §104 с. 293-295 | |
|
| 55 | 3. Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
|
| 12.04 |
| §105,с.296-298 |
|
|
|
|
|
|
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона; для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
|
| 56 | 4. Работа и мощность электрического тока. Самостоятельная работа по теме «Постоянный ток» | Задания А14 | 14.04 |
| §106 с. 298-300 |
| 57 | 5. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | * Задания ВЗ | 19.04 |
| §107-108 с. 300-305 | |
| 58 | 6. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» |
| 21.04 |
| Повт главу | |
| 59 | 7. Решение задач по теме «Постоянный ток» | Задания А 14 | 26.04 |
| П. 102-108 | |
| 60 | 8. Контрольная работа №5 по теме «Постоянный ток» |
| 28.04 |
|
| |
| Электрический ток в различных средах (5 ч) | 61 | 1. Электрическая проводимость различных веществ. Сверхпроводимость. |
| 3.05 |
| §109-110 с. 307-310 |
|
| 62 | 2. Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. |
| 5.05 |
| §113-116 с. 314- 324 |
|
| 63 | 3. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. |
| 10.05 |
| §117-118 с. 324- 328 |
|
| 64 | 4. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. |
| 12.05 |
| §119,120 с. 328-332 |
|
| 65 | 5. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма. |
| 17.05 |
| §121-123 с 332-339 |
Итоговое повторение 5 ч | 66 | Повторение по теме «Механика» | Задания А7, *В1 | 19.05 |
| Главы 8-13 | |
67 | Повторение по теме «Молекулярная физика» | Задания А12 * Задания С2 | 19.05 (уплотнение0 |
| Главы 14-16 | ||
68 | Повторение по теме «Электродинамика» | Задания А13, * ВЗ | 24.05 |
| Зад в тетр | ||
69 | Итоговая контрольная работа |
| 26.05 |
| Повт п. 75-82 | ||
70 | Итговый урок |
| 31.05 |
|
|
Рабочая программа по физике 10 класс
Мякишев, Буховцев
УМК Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н.
2011-2012 уч год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 10-11 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.[1], авторской программы «Физика. 10-11 классы» под редакцией В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой[2], федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.[3] (УМК Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. 2010-2011 уч год)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В.
А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.
[2] Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10 -11 классы. / сост. П. Г. Саенко, В. С.
Данюшенков, О. В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с..
[3] Сборник нормативных документов. Физика. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 .
-207 с.
В рабочей программе внесены изменения: увеличено число часов на изучение раздел «Механика» на 1 час, так как материал раздела вызывает наибольшие затруднения у учащихся. Число часов на изучение раздела «Молекулярная физика. Термодинамика» уменьшено на 2 часа, так как материал раздела частично знаком учащимся из 7-8 классов.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
При реализации рабочей программы используется УМК Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 5 лабораторных работ, 6 контрольных работ. Тексты лабораторных работ приводятся в учебнике физики для 10 класса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,
- Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
- Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
Уметь
- Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел,
- Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
- Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
- Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- Рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
Методическое обеспечение:
Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005
Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002
Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003
<… Продолжение »